21.06.2018

ссылка на статью: бухвести.рф/106317

Организация является собственником водных транспортных средств (не маломерные), зарегистрированных в соответствующих органах, в разных субъектах РФ. При этом суммы налога на имущество организаций по данным транспортным средствам уплачивались по месту нахождения юридического лица. Налоговые декларации по налогу на имущество представлялись организацией по месту нахождения самого юридического лица. Уведомления о постановке на налоговый учет по месту нахождения водных транспортных средств организация не получала. В 2018 года от одного из налоговых органов по месту регистрации одного из судов поступило требование об оплате налога на имущество. Действительно ли налог на имущество подлежал оплате в бюджет по месту регистрации судна? Каков порядок уплаты налога на имущество организаций (порядок представления налоговых деклараций по налогу на имущество организаций) в рассматриваемой ситуации? Каковы налоговые последствия для налогоплательщика в отношении сумм налоговых платежей (налоговых деклараций) по налогу на имущество организаций, уплаченных (представленных) не по месту нахождения объектов недвижимого имущества, а по месту нахождения юридического лица (головной организации)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В соответствии с действующим порядком налог на имущество организаций в отношении объектов недвижимого имущества (водных транспортных средств) подлежит уплате в бюджет по месту их нахождения (регистрации).
В рассматриваемой ситуации, поскольку организацией был нарушен действующий порядок уплаты налога на имущество организаций, а также порядок представления налоговых деклараций по налогу на имущество организаций, мы не исключаем риск возникновения претензий со стороны налоговых органов.
Суммы налоговых платежей по налогу на имущество организаций, уплаченные не по месту нахождения объектов недвижимого имущества (водных транспортных средств) за предыдущие периоды, подлежат зачету (возврату) в порядке, предусмотренном действующим налоговым законодательством.

Обоснование вывода:
В соответствии с п. 1 ст. 372 НК РФ налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается гл. 30 НК РФ и законами субъектов РФ, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов РФ и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.
На основании п. 1 ст. 373 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ.
В свою очередь, из п. 1 ст. 374 НК РФ следует, что объектами налогообложения налогом на имущество для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (если иное не предусмотрено ст.ст. 378, 378.1 и 378.2 НК РФ).
В силу п. 1 ст. 11 НК РФ, п. 1 ст. 130 ГК РФ для целей исчисления налога на имущество организаций морские суда, суда внутреннего плавания, подлежащие государственной регистрации, следует рассматривать в качестве объекта недвижимого имущества.
В соответствии с п. 1 ст. 376 НК РФ налоговая база по налогу на имущество организаций определяется отдельно:
- в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации;
- в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс;
- в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс;
- в отношении имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения;
- в отношении имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость;
- в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.
Согласно ст. 385 НК РФ организация, учитывающая на балансе объекты недвижимого имущества, находящиеся вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из указанных объектов недвижимого имущества (в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта РФ, на которой расположены эти объекты недвижимого имущества, и налоговой базы (одной четвертой средней стоимости имущества), определенной за налоговый (отчетный) период в соответствии со ст. 376 НК РФ, в отношении каждого объекта недвижимого имущества с учетом особенностей, установленных ст. 378.2 НК РФ).
Таким образом, применительно к рассматриваемой ситуации, налоговая база по налогу на имущество в отношении водных транспортных средств определяется отдельно в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс.
Смотрите также письма Минфина России от 30.03.2017 N 03-05-05-01/18582, от 01.02.2016 N 03-07-11/4411, от 19.06.2009 N 03-05-04-01/44, от 26.03.2008 N 03-05-05-01/20, от 20.12.2007 N 03-05-06-01/145, от 20.09.2006 N 03-06-01-04/177, от 19.01.2006 N 03-06-01-04/07, УФНС России по г. Москве от 23.09.2010 N 16-15/00102.
Согласно п. 1 ст. 386 НК РФ по истечении каждого отчетного и налогового периода налогоплательщики представляют в налоговый орган налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу на имущество организаций и налоговую декларацию:
- по своему местонахождению;
- по местонахождению каждого своего обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс;
- по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога);
- по месту нахождения имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения, если иное не предусмотрено п. 1 ст. 386 НК РФ.
Следовательно, применительно к рассматриваемой ситуации, расчеты авансовых платежей, а также налоговые декларации в отношении объектов недвижимого имущества (водных транспортных средств) следует представлять в налоговый орган по местонахождению каждого такого объекта недвижимого имущества.
По вопросу места нахождения недвижимого имущества в целях исчисления налога на имущество организаций, в частности водных транспортных средств, сообщаем следующее.
Согласно п. 5 ст. 83 НК РФ организация подлежит постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения транспортного средства, принадлежащего ей на праве собственности.
При этом, в силу пп. 1 п. 5 ст. 83 НК РФ, местом нахождения водных транспортных средств (за исключением маломерных судов), как в рассматриваемой ситуации, признается место государственной регистрации транспортного средства.
Соответствующие изменения внесены Федеральным законом от 04.11.2014 N 347-ФЗ ФЗ (пп. "б" п. 15 ст. 1).
В соответствии с нормами ст. 33 Кодекса торгового мореплавания РФ судно подлежит государственной регистрации в одном из реестров судов РФ:
- Государственном судовом реестре;
- реестре маломерных судов;
- бербоут-чартерном реестре;
- Российском международном реестре судов;
- реестре строящихся судов.
Во исполнение норм Кодекса торгового мореплавания РФ приказом Минтранса России от 26.09.2001 N 144 утверждены Правила государственной регистрации судов (далее - Правила).
Данные Правила устанавливают порядок ведения, в частности, Государственного судового реестра судов РФ, а также порядок регистрации прав на суда, но не раскрывают понятия места регистрации судна или места его нахождения, которые могли бы в силу п. 1 ст. 11 НК РФ использоваться для целей применения положений п. 5 ст. 83 НК РФ.
Не определяют данных понятий и нормы Кодекса торгового мореплавания РФ.
Следует отметить, что до 01.01.2015 местом нахождения водных транспортных средств признавалось место (порт) приписки.
Однако, что подразумевалось под "портом приписки", не говорилось ни в НК РФ, ни в Кодексе торгового мореплавания РФ.
Исходя из разъяснений Минфина и Минтранса России, под местом нахождения судов внутреннего водного транспорта следовало понимать место нахождения территориального органа, осуществившего их государственную регистрацию (письма ФНС России от 01.10.2014 N БС-4-11/20192@, от 02.07.2014 N БС-4-11/12495 ,Минфина России от 28.03.2012 N 03-05-04-04/11).
Поддерживали данную позицию и суды (смотрите, например, постановления Третьего арбитражного апелляционного суда от 07.09.2015 N 03АП-3653/15, ФАС Поволжского округа от 19.01.2012 N Ф06-12293/11 по делу N А65-7262/2011).
Из приведенных разъяснений следует, что местом регистрации судна (не маломерного), на основании положений Кодекса торгового мореплавания РФ и Правил, следует признавать место нахождения территориального органа, осуществившего их государственную регистрацию.
При этом обращаем Ваше внимание на следующее.
Согласно п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.
Постановка на учет, снятие с учета организации в налоговом органе по месту нахождения принадлежащих ей транспортных средств осуществляются на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в ст. 85 НК РФ (п. 5 ст. 83 НК РФ).
На основании п. 4 ст. 85 НК РФ постановка на учет, снятие с учета организации в налоговом органе по месту нахождения принадлежащего ей транспортного средства осуществляются на основании сведений, сообщаемых органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств.
Сведения о транспортных средствах и их владельцах передаются органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, в налоговый орган:
- в течение 10 рабочих дней со дня регистрации транспортного средства;
- ежегодно до 15 февраля обо всех транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, по состоянию на 1 января текущего года (п. 4 ст. 85 НК РФ).
На основании п. 11 ст. 85 НК РФ указанные сведения представляются только в электронной форме.
Постановка на учет организации по месту нахождения принадлежащих ей транспортных средств должна быть осуществлена налоговым органом в течение пяти рабочих дней со дня получения соответствующих сведений, сообщенных органами, осуществляющими такую регистрацию.
В тот же срок организации должно быть выдано или направлено по почте заказным письмом уведомление по форме N 1-3-Учет "Уведомление о постановке на учет российской организации в налоговом органе", утвержденной приказом ФНС России от 11.08.2011 N ЯК-7-6/488@ (далее - Приказ N ЯК-7-6/488@) (п. 2 ст. 84 НК РФ).
Датой постановки на учет в налоговом органе по этому основанию является дата регистрации транспортного средства, содержащаяся в сведениях, сообщенных органами, осуществляющими их регистрацию.
Таким образом, постановка на учет организаций по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества, в том числе водных транспортных средств, осуществляется налоговым органом только на основании сведений, полученных от органов, осуществляющих регистрацию транспортных средств.
Представлять в налоговые органы заявление о постановке на учет по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества (водных транспортных средств) организации не обязаны.
В уведомлении указывается наименование налогового органа, в котором поставлено на учет водное транспортное средство. Таким образом, с получением из налогового органа данного уведомления организация будет располагать информацией о том, в каком налоговом органе водное транспортное средство было поставлено на учёт.
Учитывая изложенное, считаем, что представлять налоговую декларацию по налогу на имущество организаций следует в ту налоговую инспекцию, в которой организация поставлена на учет по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества (водного транспортного средства), указанному в уведомлении о постановке на учет.
Соответственно, уплачивать налог на имущество организаций и авансовые платежи по нему следует в бюджет по месту нахождения объекта недвижимого имущества (водного транспортного средства), указанному в уведомлении о постановке на учет организации в налоговом органе.
Косвенно такая позиция подтверждается рекомендациями представителей уполномоченных органов (смотрите, например, письма ФНС России от 19.09.2017 N БС-4-21/18669, от 04.04. 2017 N БС-4-21/6264, Минфина России от 30.10.2013 N 03-05-05-04/46231, от 29.10.2013 N 03-05-04-04/45850, от 14.10.2013 N 03-05-05-04/42742, от 14.10.2013 N 03-05-05-04/42748, от 14.10.2013 N 03-05-05-04/42755, от 20.11.2013 N 03-05-05-04/49748).
Таким образом, если такое уведомление не было получено, как в рассматриваемой ситуации, то организация может узнать у регистрирующего органа, в какую налоговую инспекцию были представлены сведения о зарегистрированном судне (п. 10 Правил).
И у этого налогового органа запросить уведомление о постановке на налоговый учет.
По вопросу налоговых последствий для организации-налогоплательщика в части уплаты налога на имущество организаций, а также представления налоговых деклараций не по месту регистрации объектов недвижимого имущества (водных транспортных средств), а по месту нахождения юридического лица, сообщаем следующее.
Следует обратить внимание, что налог на имущество организаций является региональным налогом, и суммы поступлений от него формируют доходы соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации по месту нахождения объекта недвижимого имущества (водного транспортного средства).
Таким образом, если организация уплатила налог на имущество организаций не по месту нахождения объектов недвижимого имущества (водных транспортных средств) в рамках одного субъекта РФ, соответствующий бюджет не страдает, следовательно, налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности за неуплату (не полную уплату) налога, предусмотренной ст. 122 НК РФ.
Такой вывод можно сделать, в частности, из постановления ФАС Дальневосточного округа от 05.11.2009 N Ф03-5665/2009 по делу N А37-99/2009 (определением ВАС РФ от 25.12.2009 N ВАС-16862/09 в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано).
В противном случае, если налог на имущество организаций подлежит уплате в бюджеты разных субъектов РФ по месту нахождения объектов недвижимого имущества (водных транспортных средств), то мы не исключаем риска возникновения претензий со стороны налоговых органов.
В отношении представления налоговой декларации и расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций по месту основного учета налогоплательщика при наличии объектов недвижимости (водных транспортных средств) на территории, подведомственной другому налоговому органу, необходимо учитывать следующее.
Приказом ФНС России от 31.03.2017 N ММВ-7-21/271@ введены новые формы налоговой декларации и расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций, порядок их заполнения и электронный формат.
По ним надо отчитываться начиная с представления декларации за 2017 год.
Подробные рекомендации по заполнению декларации и расчета приведены в письме ФНС России от 14.03.2018 N БС-4-21/4786@.
В соответствии с п. 1.6 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на имущество организаций, если законодательством субъекта РФ предусмотрено зачисление налога на имущество в региональный бюджет без направления в бюджеты муниципальных образований, то можно подавать одну декларацию (расчет) в отношении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет субъекта (данный порядок не распространяется на объекты, облагаемые по кадастровой стоимости).
При этом такой способ декларирования необходимо ежегодно согласовывать с УФНС до начала налогового периода, за который представляется декларация.
ФНС России считает возможным проводить согласование после начала налогового периода в отношении поступивших до начала налогового периода запросов налогоплательщиков о согласовании в случаях, когда окончание установленного тридцатидневного срока информирования налогоплательщика приходится на новый налоговый период (смотрите письма от 14.03.2018 N БС-4-21/4786@, от 11.01.2018 N БС-4-21/199@).
Таким образом, применительно к рассматриваемой ситуации, вышесказанное означает, что возможность представления одной налоговой декларации по налогу на имущество организаций предусмотрено при одновременном соблюдении следующих условий:
- наличие соответствующего согласования с налоговым органом;
- применительно к объектам недвижимого имущества (в том числе водным транспортным средствам), расположенным в рамках одного субъекта РФ.
Следовательно, в рассматриваемой ситуации мы не исключаем риск предъявления претензий со стороны налоговых органов к организации в связи с непредставлением налоговых деклараций по налогу на имущество организаций в отношении объектов недвижимого имущества, по месту их нахождения.
Нормами ст. 119 НК РФ определена ответственность за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета.
В общем случае непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 рублей.
В рассматриваемой ситуации при определении размера соответствующего штрафа, организации следует учитывать, что, уплатив налог на имущество организаций не по месту нахождения объектов недвижимого имущества (водных транспортных средств), организация нарушила установленный законодательством порядок уплаты этого налога, что является основанием для признания такого налога не уплаченным.
Также необходимо отметить, что отсутствие у организации уведомления о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения объектов недвижимого имущества не является основанием для освобождения налогоплательщика от ответственности.
Об этом свидетельствует и арбитражная практика, так в постановлении от 18.06.2010 по делу N А42-8835/2009 ФАС Северо-Западного округа рассмотрел ситуацию, когда организация, расположенная в Архангельске, имела в собственности морское судно, зарегистрированное в порту Мурманска. Инспекция по г. Мурманску, обнаружив факт непредставления декларации по налогу на имущество в отношении морского судна, направила организации уведомление о постановке компании на учет по месту нахождения недвижимости и требование о предоставлении декларации в налоговый орган по месту нахождения морского судна. Суды всех трех инстанций, исходя из положений п. 1 ст. 80, ст. 385 и 386 НК РФ, указали, что подача декларации в налоговый орган по местонахождению объекта недвижимого имущества обусловлена не фактом постановки на учет в налоговом органе, а наличием недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, и обязанностью по уплате налога в бюджет по местонахождению объектов недвижимого имущества. Постановка на учет налогоплательщиков представляет собой форму налогового контроля и не является условием для возникновения или прекращения обязанности представления налоговых деклараций (смотрите также постановление ФАС Московского округа от 07.02.2013 N А41-2782/12).
При этом применение к организации штрафных санкций за непредставление по месту нахождения недвижимости расчетов авансовых платежей по налогу на имущество организаций нормами ст. 119 НК РФ не предусмотрено.
Как следует из п. 17 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой НК РФ", из взаимосвязанного толкования положений п. 3 ст. 58 и п. 1 ст. 80 НК РФ следует разграничение двух самостоятельных документов - налоговой декларации, представляемой по итогам налогового периода, и расчета авансового платежа, представляемого по итогам отчетного периода. В связи с этим судам необходимо исходить из того, что установленной ст. 119 НК РФ ответственностью за несвоевременное представление налоговой декларации не охватываются деяния, выразившиеся в непредставлении либо в несвоевременном представлении по итогам отчетного периода расчета авансовых платежей, вне зависимости от того, как поименован этот документ в той или иной главе части второй НК РФ.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации организацией был нарушен установленный законодательством порядок уплаты налога на имущество организаций в отношении объектов недвижимого имущества (водных транспортных средств).
Соответственно, если организация примет решение исполнить свои налоговые обязательства по налогу на имущество организаций в отношении рассматриваемых объектов водных транспортных средств в соответствии с действующим порядком, то суммы уже уплаченных ею налоговых платежей будут учитываться в порядке, установленном п. 1 ст. 78 НК РФ для зачета (возврата) налоговым органом по заявлению налогоплательщика.

Рекомендуем Вам ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Исчисление и уплата налога на имущество организаций при наличии обособленных подразделений;
- Энциклопедия решений. Исчисление и уплата налога на имущество в отношении объектов недвижимости, находящихся вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения;
- Энциклопедия решений. Порядок зачета (возврата) налоговым органом излишне уплаченных сумм налога, страховых взносов (пеней, штрафов) по заявлению налогоплательщика.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Галимарданова Юлия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена

31 мая 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.