05.05.2014
ПРИ СОВМЕЩЕНИИ ДОЛЖНОСТЕЙ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ ПОЛАГАЮТСЯ ЛИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВЫПЛАТЫ ПО ЗАМЕЩАЕМОЙ ДОЛЖНОСТИ (ДОПЛАТА ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОКЛАД, ДОПЛАТА ЗА НАПРЯЖЕННОСТЬ И ТОМУ ПОДОБНЫЕ) И ПРИМЕНЯЕТСЯ ЛИ РАЙОННЫЙ КОЭФФИЦИЕНТ?

ссылка на статью: бухвести.рф/52318

При совмещении должностей на государственной службе полагаются ли дополнительные выплаты по замещаемой должности (доплата за выслугу лет, дополнительный оклад, доплата за напряженность и тому подобные) и применяется ли районный коэффициент?

5 мая 2014

На государственных гражданских служащих (далее - гражданские служащие) действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами о государственной гражданской службе (часть седьмая ст. 11 ТК РФ).

Основные права, обязанности гражданского служащего, ограничения и запреты, связанные с гражданской службой, требования к служебному поведению гражданского служащего и вопросы урегулирования конфликтов интересов на гражданской службе определяются Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон N 79-ФЗ).

При этом Законом N 79-ФЗ не урегулирован порядок совмещения должностей гражданской службы служащим в течение установленной продолжительности рабочего дня наряду с обязанностями, определенными его служебным контрактом.

В то же время законодательством о государственной гражданской службе не установлено и запрета при прохождении гражданской службы исполнять обязанности по другой должности гражданской службы в течение установленной продолжительности рабочего дня наряду со своими обязанностями (ст. 17 Закона N 79-ФЗ).

Учитывая этот факт, а также то, что согласно ст. 73 Закона N 79-ФЗ федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Законом N 79-ФЗ, по нашему мнению, в приведенной ситуации необходимо руководствоваться нормами Трудового кодекса РФ.

В соответствии с частью первой ст. 60.2 ТК РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (ст. 151 ТК РФ).

Такая дополнительная работа может осуществляться:

- путем совмещения профессий (должностей), когда поручается работа по иной профессии (должности);

- расширения зон обслуживания, увеличения объема работ, когда поручается работа по такой же профессии (должности);

- для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника. Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по такой же профессии (должности) (часть вторая ст. 60.2 ТК РФ).

Согласно части третьей ст. 60.2 ТК РФ срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника. По соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы устанавливается и размер доплаты (часть вторая ст. 151 ТК РФ).

Закон 79-ФЗ, Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, регулирующие вопросы денежного содержания гражданских служащих, не устанавливают ни минимальных, ни максимальных размеров доплаты за совмещение должностей гражданской службы и правил, которыми бы могли руководствоваться служащий и представитель нанимателя при определении размера доплаты. Лишь упомянутая уже ст. 151 ТК РФ предусматривает, что размер доплаты устанавливается с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы. В этой связи полагаем, что размер доплаты представитель нанимателя устанавливает по согласованию с гражданским служащим (смотрите также, например, решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 31.07.2013 по делу N 2-2511/2013, решение Красноборского районного суда Архангельской области от 24.02.2011 по делу N 2-7/2011, решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре от 02.02.2011 по делу N 2-596/11).

Вместе с тем, определяя размер доплаты, необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 21 ТК РФ работник имеет право на выплату в полном объеме заработной платы с учетом своей квалификации, сложности труда, количества и качества выполненной работы (смотрите также п. 4 ч. 1 ст. 14 Закона N 79-ФЗ). Поэтому размер доплаты за совмещение служащему должен быть установлен с учетом этих принципов (смотрите также определение Московского городского суда от 12.10.2011 N 33-29565).

При этом размер доплаты может быть установлен как в виде фиксированной суммы, так и в виде процента от денежного содержания по должности, по которой поручается дополнительная работа.

Частью 9 ст. 50 Закона N 79-ФЗ установлено, что в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, к денежному содержанию гражданского служащего устанавливается районный коэффициент (коэффициент).

Из буквального толкования данной нормы следует вывод, что районный коэффициент применяется только к денежному содержанию гражданского служащего.

К аналогичному выводу приходят и суды при разрешении споров о применении районного коэффициента к выплатам, производимым служащим (смотрите, например, решение Октябрьского районного суда города Архангельска от 29.11.2010 по делу N 2-4549/2010; решение Октябрьского районного суда г. Архангельска от 13.01.2011 по делу N 2-273/2011).

В соответствии с ч. 2 ст. 50 Закона N 79-ФЗ денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (дополнительные выплаты). Дополнительные выплаты перечислены в ч. 5 этой же нормы. К ним относятся:

- ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе;

- ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада;

- ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством РФ;

- премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается);

- ежемесячное денежное поощрение;

- единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

Как видим, доплата за совмещение должностей в этой норме не поименована.

Частью 10 ст. 50 Закона N 79-ФЗ предусмотрено, что гражданским служащим производятся и другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

При этом как чиновники, так и суды исходят из того, что состав денежного содержания служащего четко определен ч.ч. 2 и 5 ст. 50 Закона N 79-ФЗ, выплаты же, которые производятся в соответствии с ч. 10 ст. 50 Закона N 79-ФЗ в состав денежного содержания не входят (смотрите, например, письмо Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15.11.2007 N 3495-17). Соответственно, к таким выплатам районный коэффициент не применяется.

В этой связи обращаем Ваше внимание на определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 18.12.2013 N 50-АПГ13-12, в котором Судебная коллегия ВС РФ указала, что порядок начисления районного коэффициента к денежному содержанию гражданского служащего определён специальным законом, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно признал недействующей норму регионального закона в той части, в которой она предусматривает установление районного коэффициента не только к денежному содержанию государственного гражданского служащего, но и к иным выплатам, которые могут производится гражданскому служащему.

Учитывая позицию Верховного Суда РФ следует сделать вывод, что применение районного коэффициента к выплатам, не предусмотренным ч.ч. 2 и 5 ст. 50 Закона N 79-ФЗ, противоречит ч. 9 ст. 50 Закона N 79-ФЗ. Следовательно, на наш взгляд, поскольку доплата за совмещение должностей федеральной государственной службы в силу ч. 5 ст. 50 Закона N 79-ФЗ не входит в состав денежного содержания гражданского служащего, районный коэффициент к этой выплате не применяется.

Однако обращаем Ваше внимание, что данная позиция по вопросу применения районного коэффициента к доплате за совмещение должностей федеральной государственной службы является исключительно нашим экспертным мнением. К сожалению, каких-либо официальных разъяснений или судебной практики по этому вопросу мы не нашли.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Наумчик Иван

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Воронова Елена

16 апреля 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.