06.12.2018

ссылка на статью: бухвести.рф/114978

В организации высшим руководящим должностям выделяются в пользование автомобили.
Обязаны ли проходить обязательные предрейсовые медицинские осмотры сотрудники организации, управляющие автомобилями, но принятые на работу не водителями (менеджеры на служебных автомобилях)?
Обязаны ли сотрудники организации, не являющиеся водителями, соблюдать приказ Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15.
Обязаны ли сотрудники, управляющие автотранспортом организации, иметь при себе путевой лист в процессе управления автомобилем?
Обязана ли организация выписывать путевые листы каждый день (как водителям, так и не водителям, при этом водители пассажироперевозки не осуществляют, а ездят по производственным целям)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Организации рекомендуется организовать предрейсовые медицинские осмотры, а также оформлять и выдавать путевые листы в рассматриваемой ситуации. Путевой лист возможно оформлять на срок, не превышающий одного месяца. Применять приказ Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15 в отношении работников, не являющихся водителями автомобиля, работодатель не обязан.

Обоснование вывода:
Как следует из части третьей ст. 213 ТК РФ, нормами Трудового кодекса РФ, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ для отдельных категорий работников могут устанавливаться обязательные медицинские осмотры в начале рабочего дня (смены), а также в течение и (или) в конце рабочего дня (смены). Так, в соответствии с абзацем шестым п. 1 ст. 20, пунктом 3 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб. Указанные осмотры проводятся за счет средств работодателя. При этом в целях применения законодательства о безопасности дорожного движения водителем транспортного средства признается любое лицо, управляющее транспортным средством. В случае, если работники не выполняют трудовую функцию водителя, однако автомобили фактически используются ими для поездок, связанных с осуществлением трудовых функций по занимаемым должностям и для поездок в командировки, велика вероятность того, что контролирующие органы и (или) суд могут признать, что работники исполняют функции водителя, и привлечь работодателя, не организовавшего предрейсовый осмотр работников, к административной ответственности*(1).
Если управление автомобилем представляет собой не трудовую функцию работника, а способ выполнения трудовых обязанностей по занимаемой им должности, при этом управление транспортным средством отсутствует в списке должностных обязанностей работника, а работник имеет право использовать служебный автомобиль для поездок, связанных с осуществлением его трудовой функции по занимаемой должности, то само по себе управление автомобилем для служебных поездок не означает, что работник начинает осуществлять трудовую функцию водителя (смотрите, например, апелляционное определение СК по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 10.07.2013 по делу N 33-9894; вопрос-ответ Роструда с портала "Онлайнинспекция.РФ"). Трудовое законодательство не ограничивает право работодателя закрепить служебный автомобиль для поездок, связанных с выполнением трудовых обязанностей, за любым работником независимо от трудовой функции, которую он выполняет. Предоставление работнику для исполнения им трудовой функции принадлежащего работодателю имущества, с точки зрения трудового законодательства, не требует какого-либо специального оформления. В такой ситуации требуется только издание приказа о закреплении автомобиля за конкретным сотрудником, так как на работника не возлагается дополнительная работа в виде выполнения трудовой функции водителя (смотрите также вопрос-ответ Роструда с портала "Онлайнинспекция.РФ"). Поэтому если среди должностных обязанностей сотрудников управление транспортным средством отсутствует, то часть вторая ст. 329 ТК РФ, регулирующая режим рабочего времени и времени отдыха работников, труд которых связан с управлением транспортными средствами, на них не распространяется, и применять в отношении них приказ Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15, устанавливающий особенности режима работы водителей автомобилей, не требуется*(2).
В соответствии с пп. 3 п. 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090, водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки в установленных случаях путевой лист. Обязательность оформления путевого листа на каждое транспортное средство при перевозках пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями напрямую установлена ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - УАТ РФ), а также п. 9 Порядка заполнения путевых листов, утвержденного приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152 (далее - Порядок). Однако необходимо отметить, что согласно ч. 1 ст. 1 УАТ РФ он регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы РФ; при этом под перевозчиком в целях данного Закона понимаются юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу (п. 13 ст. 2 УАТ РФ). Тем не менее судебная практика чаще придерживается расширительного толкования положений указанных выше нормативных правовых актов и считает, что нормы УАТ РФ и Порядка распространяются и на те организации, которые производят такие перевозки для собственных нужд*(3). Отметим, что путевой лист следует оформлять на каждый автомобиль, используемый хозяйствующим субъектом в служебных целях, на один день или срок, не превышающий одного месяца (п. 10 Порядка).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мазухина Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим

14 ноября 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

------------------------------------------------------------------------
*(1) Вопрос: Организация имеет в собственности автомобили, однако деятельность, связанную с перевозками автотранспортом, не осуществляет. В штате организации отсутствуют водители. Автомобили используются сотрудниками для поездок (командировок). Опасные грузы организацией не перевозятся. Управляя транспортными средствами, других сотрудников менеджеры в салоне не перевозят. Должна ли организация проводить предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры своих сотрудников (менеджеров), использующих автомобили организации для служебных поездок, если в их трудовую функцию не входит управление автомобилем? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2017 г.)
*(2) Вопрос: Работник в основном выполняет функции оператора, среди которых такие обязанности, как загрузка и разгрузка товаров, обслуживание торговых аппаратов. Управление транспортным средством данным работником связано только с тем, что без автомобиля работник не сможет осуществлять обслуживание торговых аппаратов. Для выполнения должностных обязанностей работнику предоставляется служебный автомобиль. У оператора суммированный учет рабочего времени с учетным периодом год, а у водителя учетный период от месяца до трех. Можно ли поставить учетный период оператору-водителю год? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2018 г.)
*(3) Вопрос: Работник организации, занимающий должность заместителя директора, постоянно использует легковой автомобиль, принадлежащий на праве собственности юридическому лицу, для служебных поездок. В трудовом договоре заместителя руководителя не указано, что он в рамках своих должностных обязанностей должен управлять автомобилем. Транспортные услуги организация не оказывает, в штате водителя нет. Обязана ли организация выдавать путевой лист в рассматриваемом случае? Может ли организация выписывать путевой лист на год, или она обязана выписывать его на каждую поездку? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2017 г.)