30.11.2018

ссылка на статью: бухвести.рф/114647

Организация занимается производством и реализаций продукции, осуществляет доставку покупателям автомобилями, есть транспорт и водители. Необходимо осуществлять предрейсовый осмотр водителей.
Как лучше оформить медицинского работника: в штат по совместительству или по гражданско-правовому договору?
Медицинский работник имеет основное место работы.
Возможно ли медицинского работника взять по совместительству в несколько компаний, если он имеет основное место работы в больнице, а также необходимые сертификаты?

Прежде всего отметим, что обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, организовывать проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей вытекает из положений п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ), а также п. 4 и п. 5 ч. 2 ст. 46 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ). Порядок проведения таких осмотров утвержден приказом Минздрава РФ от 15.12.2014 N 835 (далее - Порядок).
Согласно п. 8 Порядка предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры проводятся медицинскими работниками, имеющими высшее и (или) среднее профессиональное образование, медицинской организацией или иной организацией, осуществляющей медицинскую деятельность (в том числе медицинским работником, состоящим в штате работодателя), при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым).
Из текста данного пункта, а также из примечания к нему, отсылающего к ч. 4 ст. 24 Закона N 323-ФЗ, позволяющей работодателям вводить в штат организации должности медицинских работников, следует, что организация, осуществляющая деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, может в целях проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров как ввести в свое штатное расписание должность медицинского работника и принять на нее сотрудника на основании трудового договора, так и заключить договор гражданско-правового характера на оказание медицинских услуг по поведению указанных медицинских осмотров.
Причем следует иметь в виду, что ни нормы ТК РФ, ни Закон N 196-ФЗ, ни Закон N 323-ФЗ, ни Порядок не устанавливают, что медицинский работник может быть принят в штат работодателя только по основному месту работы. Следовательно, он вправе занимать такую должность и на условиях внешнего совместительства, одновременно являясь работником медицинской организации по основному месту работы.
Кроме того, законодательство также не ограничивает количество работодателей, с которыми медицинские работники могут заключать договоры на условиях совместительства, поэтому в силу части второй ст. 282 ТК РФ медицинский работник может быть принят на работу на условиях внешнего совместительства в несколько организаций.
Вместе с тем необходимо учитывать также и то, что в соответствии с п. 46 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) медицинская деятельность подлежит лицензированию. Нормами п. 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 (далее - Положение N 291), и Перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, медицинские осмотры, в том числе предрейсовые и послерейсовые, отнесены к медицинской деятельности, требующей получения лицензии.
При этом законодательство о лицензировании не выделяет медицинскую деятельность, осуществляемую исключительно для собственных нужд организации, как не подлежащую лицензированию (как это установлено, например, для пассажирских перевозок, технического обслуживания медицинской техники). Это соответствует и нормам Закона N 99-ФЗ (ст. 2) и Закона N 196-ФЗ (ст. 20, 23), согласно которым к лицензируемым отнесены виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, здоровью граждан (проведение предрейсовых медицинских осмотров является одним из основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения). Таким образом, из совокупности приведенных норм следует, что организация, осуществляющая процедуры по проведению медицинского осмотра (предрейсового, послерейсового), в любом случае должна иметь соответствующую лицензию.
Отметим, правда, что правоприменительная практика, сложившаяся до вступления в силу Порядка (1 мая 2015 года), придерживалась той позиции, что требование о необходимости получать лицензию на осуществление медицинской деятельности распространяется только на тех лиц, для которых деятельность по проведению предрейсовых (послерейсовых) медицинских осмотров является одной из основных. В случае же, если организация, эксплуатирующая автомобили, проводит указанные осмотры только в отношении своих водителей и не оказывает этих услуг иным хозяйствующим субъектам, делать она это может без лицензии силами собственных работников, имеющих соответствующую подготовку и необходимые сертификаты (постановления ФАС Московского округа от 17.03.2010 N КА-А40/2021-10, ФАС Западно-Сибирского округа от 05.03.2009 N Ф04-1311/2009(1741-А45-43), ФАС Северо-Кавказского округа от 05.08.2009 N А53-3470/2009, ФАС Восточно-Сибирского округа от 11.08.2008 N А74-985/2008-Ф02-3737/2008, ФАС Волго-Вятского округа от 18.06.2008 N А31-6296/2007-13, ФАС Поволжского округа от 05.07.2007 N А12-2901/07, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2011 N 17АП-177/2011, Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2009 N 06АП-747/2009, Третьего арбитражного апелляционного суда от 10.08.2009 N 03АП-2388/2009).
Однако еще в 2014 году постановлением Верховного Суда РФ от 15.08.2014 N 18-АД14-29 было признано правомерным привлечение к административной ответственности организации, осуществлявшей медицинские осмотры в собственном медицинском пункте без получения лицензии. Со вступлением же в силу Порядка, п. 8 которого указывает на наличие лицензии как на обязательное условие проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров, судебная практика тем более стала склонной признавать необходимость наличия у организации, проводящей медицинские осмотры собственных водителей силами принятого на работу в такую организацию медицинского работника, лицензии на осуществление соответствующей деятельности (смотрите, например, постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14.12.2017 N Ф01-5704/17, постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2018 N 21АП-1761/18, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2016 N 15АП-16389/16, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-10653/15 от 18.09.2015 г., апелляционное определение СК по административным делам Ростовского областного суда от 18.06.2015 по делу N 33-9090/2015, решение Арбитражного суда Смоленской области от 20.10.2015 по делу N А62-6347/2015, решение Верховного Суда Удмуртской Республики от 26.12.2016 по делу N 12-336/2016, постановление Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) от 15.10.2015 по делу N 5-299/2015).
В то же время некоторые суды, основываясь на п. 5 Обзора судебной практики "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 06.12.2017, разъясняющем, что деятельность, обычно требующая получения лицензии, но осуществляемая организацией во исполнение обязательных требований закона и только в отношении себя самой (то есть не в процессе оказания услуг сторонним лицам), не подлежит лицензированию, делают вывод о том, что предрейсовые (послерейсовые) медицинские осмотры, осуществляемые медицинским работником организации, где трудоустроены осматриваемые водители, могут проводиться без получения этой организацией лицензии (смотрите, например, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2018 N 11АП-324/18).
Тем не менее, учитывая отсутствие прямого правового регулирования и однообразия правоприменительной практики, наличие судебных актов, принятых в пользу организаций, эксплуатирующих транспортные средства, не может гарантировать отсутствие претензий со стороны контролирующих органов по вопросу необходимости оформления такой лицензии и поддержки позиции указанных органов со стороны суда. Иными словами, осуществление медицинских осмотров силами трудоустроенных в организацию медицинских работников может потребовать получения такой организацией лицензии, а ее отсутствие может привести к привлечению к ответственности.
Что же касается возможности заключить с медицинским работником договор гражданско-правового характера на оказание услуг по проведению указанных медицинских осмотров, то следует помнить, что данное лицо в силу вышеприведенных норм и правоприменительной практики может осуществлять деятельность по оказанию соответствующих услуг только при наличии у него лицензии. В свою очередь, лицензия на осуществление медицинской деятельности может быть оформлена только юридическим лицом либо индивидуальным предпринимателем (п. 6 ст. 3 Закона N 99-ФЗ, п. 1 Положения N 291).
Следовательно, медицинский работник, трудоустроенный в медицинской организации, не имеющий статуса индивидуального предпринимателя и собственной лицензии на осуществление соответствующей медицинской деятельности, не может быть исполнителем по договору гражданско-правового характера, предметом которого является проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации организациям, указанным в вопросе, рекомендуется либо принять на работу медицинского работника и получить лицензию на осуществление деятельности по проведению медицинских осмотров, либо заключить гражданско-правовой договор с медицинской организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими соответствующую лицензию.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей

Ответ прошел контроль качества

6 ноября 2018 г.