28.11.2018

ссылка на статью: бухвести.рф/114534

Организация производит продукцию. Торговлю осуществляет только за безналичный расчет. Физическим лицам продукцию не продает. Кассовый аппарат в организации отсутствует в связи с ненадобностью.
Вместе с тем в организации осуществляется возмещение работниками стоимости выданных им трудовых книжек (вкладышей к ним), размер возмещения определяется размером расходов на приобретение этих бланков.
Согласно письменному заявлению работника работодатель удерживает эту плату из заработной платы работника.
Согласно письму Минфина России от 19.05.2017 N 03-03-06/1/30818 возмещение работниками стоимости трудовых книжек (вкладышей к ним) рассматривается как их реализация. Следовательно, операция должна осуществляться с применением ККТ.
Однако на этот счет существует и иная точка зрения.
Осуществление расчетов без применения контрольно-кассовой техники является нарушением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники и предусматривает административную ответственность по части 2 ст. 14.5 КоАП РФ.
При налоговой проверке, охватывающей 3 года, как к организации можно применить эту статью, если нарушение будет в каждом из проверяемых лет?
Как к организации можно применить абзац письма Минфина РФ, ФНС РФ от 07.12.2017 N ЕД-4-20/24899: в случае выявления налоговым органом непереданной информации о расчетах пользователь контрольно-кассовой техники может быть привлечен к административной ответственности по каждому выявленному факту?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Проверка применения ККТ, полноты учета выручки не осуществляется в рамках выездной налоговой проверки, однако может проводиться одновременно с налоговыми проверками.
При этом проверяемый период для данной ситуации не может превышать одного года. Дело в том, что рассматриваемое правонарушение не относится к длящимся - оно считается совершенным в момент приема денег от сотрудника без применения ККТ. Поэтому постановление о привлечении к административной ответственности может быть вынесено в течение одного года с момента совершения правонарушения.
Однако к административной ответственности организация может быть привлечена за каждый такой расчет с работником, то есть за каждый эпизод, когда организация получала денежные средства от работника без применения ККТ (в течение одного года до даты вынесения постановления о привлечении к ответственности).

Обоснование позиции:
Вопрос квалификации получения от работника денежных средств в качестве возмещения стоимости бланка трудовой книжки (в т.ч. в виде удержания средств из заработной платы) для целей применения Закона N 54-ФЗ является спорным и неурегулированным*(1). Рассмотрим, какие штрафы и в каком порядке могут быть применены контролирующими органами в ситуации, когда организация периодически, нерегулярно получает от работников возмещение стоимости бланков трудовых книжек и не применяет ККТ.
Контроль и надзор за соблюдением законодательства о применении ККТ, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, осуществляются налоговыми органами (ч. 1 ст. 7 Закона N 54-ФЗ). Направления осуществления контроля и надзора установлены ч. 2 ст. 7 Закона N 54-ФЗ.
Обращаем внимание, что проверка применения ККТ, полноты учета выручки не осуществляется в рамках выездной налоговой проверки, поскольку целью последней является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах (п. 2 ст. 87 НК РФ). Однако такие проверки могут проводиться одновременно с налоговыми проверками (письма Минфина России от 05.07.2013 N 03-02-08/26094, УФНС России по г. Москве от 16.09.2011 N 17-26/089973).
При проведении проверки соблюдения Закона N 54-ФЗ налоговые органы руководствуются*(2):
- Административным регламентом исполнения ФНС России государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у ИП (утв. приказом Минфина России от 17.10.2011 N 133н, далее - Регламент N 133н);
- Административным регламентом исполнения ФНС России государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к ККТ, порядком и условиями ее регистрации и применения (утв. приказом Минфина России от 17.10.2011 N 132н).
В соответствии с п. 35 Регламента N 133н в ходе проверки проводятся контрольные действия по документальному и фактическому изучению финансовых и хозяйственных операций, совершенных проверяемым объектом в проверяемый период.
В рассматриваемом случае на основании п. 54 Регламента N 133н организацию могут привлечь к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ*(3), в соответствии с которой неприменение ККТ влечет наложение административного штрафа:
- на должностных лиц - в размере от одной четвертой до одной второй размера суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее десяти тысяч рублей;
- на юридических лиц - от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения ККТ, но не менее тридцати тысяч рублей.
Период, который подвергается проверке, ни Законом N 54-ФЗ, ни Регламентом N 133н не установлен.
В то же время необходимо учитывать, что привлечь к ответственности за несоблюдение требований к ККТ в силу ст. 4.5 КоАП РФ налоговые органы могут не позднее 1 года с момента совершения правонарушения (за исключением длящихся правонарушений, по которым срок давности исчисляется с момента их выявления). При этом срок, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, не должен истечь на момент вынесения постановления о привлечении к ответственности.

Давность привлечения к административной ответственности

Вопрос о давности (сроке, не позднее которого может быть вынесено постановление о привлечении к ответственности) для правонарушения, выражающегося в неприменении ККТ ввиду ее отсутствия, является неурегулированным.
Согласно разъяснениям Пленума ВАС РФ, содержащимся в абз. 2 п. 19 Постановления от 27.01.2003 N 2, абзаце третьем п. 14 постановления от 24.03.2005 N 5, под длящимся административным правонарушением следует понимать действие (бездействие), выражающееся в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении возложенных на лицо обязанностей и характеризующееся непрерывным осуществлением противоправного деяния (за исключением случаев правонарушения, выражающихся в невыполнении обязанности к конкретному сроку).
При проверке соблюдения давностного срока в целях применения административной ответственности за длящееся правонарушение суду необходимо исходить из того, что днем обнаружения административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о данном административном правонарушении, выявило факт совершения этого правонарушения. Указанный день определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.
Анализ судебной практики позволяет прийти к выводу, что регулярное, постоянное осуществление расчетов без применения ККТ вследствие ее отсутствия, либо с применением незарегистрированной ККТ, или несоответствующей установленным требованиям, является длящимся правонарушением, поэтому срок, установленный п. 4.5 КоАП РФ, исчисляется с даты обнаружения правонарушения (смотрите, например, постановления Шестнадцатого ААС от 03.03.2016 N 16АП-5238/15, Двенадцатого ААС от 16.06.2016 N 12АП-5261/16).
Неприменение зарегистрированной ККТ при осуществлении разовых расчетов (например, при осуществлении контрольной покупки представителем налогового органа) не относится к длящимся правонарушениям, поэтому срок привлечения к ответственности составляет один год с даты совершения такого правонарушения (она фактически совпадает с датой его обнаружения при контрольной покупке) (постановление Восьмого ААС от 07.05.2018 N 08АП-2052/18, Пятнадцатого ААС от 23.03.2017 N 15АП-2025/17).
Однако в рассматриваемой ситуации организация не осуществляет регулярных, постоянных расчетов, которые требуют применения ККТ в соответствии с требованиями Закона N 54-ФЗ - в связи с чем зарегистрированная ККТ в организации отсутствует. Однако периодически в организации осуществляются денежные операции с работниками в виде получения от них возмещения стоимости бланков трудовых книжек, полученных ими от организации в силу требований ТК РФ. По нашему мнению, осуществление таких действий (если исходить из того, что получение денег от работника признается расчетом для целей Закона N 54-ФЗ) нельзя отнести к длящимся правонарушениям. Поэтому срок, установленный п. 4.5 КоАП РФ, должен исчисляться с даты совершения правонарушения. То есть вынести постановление о привлечении организации к ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ налоговый орган может не позднее одного года с даты получения рассматриваемого возмещения от работников.
Течение указанного срока начинается на следующий день после наступления события - получения денег от работника (удержания из заработной платы) (п. 1 ст. 4.8 КоАП РФ).

Порядок привлечения к ответственности

В соответствии с ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
Таким образом, правонарушением будет считаться каждый раз, когда организация получала денежные средства от работника без применения ККТ*(4).
Например, если организация получала денежные средства от работников в качестве возмещения стоимости бланков трудовых книжек:
- 1 ноября 2017 года - от Антоновой А.А;
- 3 ноября 2017 года - от Иванова И.И;
- 5 апреля 2018 года - от Петрова П.П.;
- 26 сентября 2018 - от Сидорова С.С.,
то в случае признания данного факта нарушением Закона N 54-ФЗ налоговый орган может 9 ноября 2018 года вынести постановление о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ за каждый такой расчет, осуществленный после 8 ноября 2017 года. То есть к ответственности организацию могут привлечь за два правонарушения - осуществление расчета без применения ККТ 5 апреля 2018 и осуществление расчета без применения ККТ 26 сентября 2018 года. За каждое правонарушение на организацию и должностное лицо налагается штраф в соответствии с ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ.

Рекомендуем дополнительно ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Предмет проверки применения ККТ и проверяемый период;
- Энциклопедия решений. Основание, периодичность и сроки проведения проверок применения ККТ;
- Энциклопедия решений. Порядок проведения проверки соблюдения требований к ККТ;
- Энциклопедия решений. Рассмотрение документов при проведении проверки применения ККТ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ткач Ольга

Ответ прошел контроль качества

9 ноября 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Минфин РФ в письме от 19.05.2017 N 03-03-06/1/30818 дал разъяснения, что операции по выдаче работодателем работникам трудовых книжек или вкладышей в них, в том числе по стоимости их приобретения, являются операциями по реализации товаров и, соответственно, объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость. Этот подход в официальных разъяснениях встречался и ранее (письма Минфина РФ от 16.08.2013 N 03-03-05/33508, от 06.08.2009 N 03-07-11/199, от 27.11.2008 N 03-07-11/367, от 07.10.2008 N 03-03-06/4/67, ФНС РФ от 23.06.2015 N ГД-4-3/10833@).
Следовательно, не исключено, что получение от работника денежных средств в качестве компенсации стоимости бланка книжки может быть расценено налоговыми органами как расчет для целей Закона N 54-ФЗ, что требует применения ККТ и выдачи кассового чека.
*(2) После внесения изменений в Закон N 54-ФЗ, связанных с внедрением системы онлайн-касс, должен быть разработан новый административный регламент для осуществления контроля за применением законодательства о ККТ. Однако проект такого документа пока не подготовлен.
*(3) Смотрите также Энциклопедию решений. Привлечение к ответственности за нарушения, выявленные в ходе проверки соблюдения требований к ККТ.
*(4) Смотрите также Интервью Евгении Ильчук (Управление оперативного контроля ФНС России) на сайте https://evokassa.ru/news/tsena-kassovoy-oshibki--intervyu-evgenii-ilchuk- --upravlenie-operativnogo-kontrolya-fns-rossii/.
В нем, в частности, указано "Неприменение ККТ может быть выявлено либо по жалобе (как от покупателя, так и от ведомства), либо посредством проведения контрольной закупки налоговым инспектором. При этом компания (ИП) будет оштрафована за каждый невыданный чек вне зависимости от того, каким образом это нарушение обнаружено".