Как выяснил Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), 47% пользователей Сети размещали информацию в соцсетях за последний год. При этом 55% пользователей соцсетей из числа респондентов полагают, что их персональные данные могут использоваться третьими лицами. 52% опрошенных не усмотрели в этом угрозы.

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) совместно с Проектным офисом по реализации национальной программы «Цифровая экономика» Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации представили результаты опроса о том, как россияне оценивают использование своих персональных данных в социальных сетях третьими лицами.

Как показал опрос, более половины пользователей соцсетей считают сведения о зарегистрированных в них людях доступными третьим лицам. При этом каждый второй опрошенный полагает, что использование персональных данных третьими лицами не таит в себе никакой угрозы.

Также ВЦИОМ выяснил, что лишь 20% россиян вовсе не пользуются интернетом, зато почти четверть опрошенных проводит в Сети больше четырех часов в день.

Почти две трети жителей России (62%) пользуются социальными сетями с некоторой периодичностью: 41% опрошенных заходят в соцсети ежедневно, 14% — более одного раза в неделю, еще 4% — несколько раз в месяц.

По данным ВЦИОМ, лишь 17% российских пользователей соцсетей видят угрозу в использовании их персональных данных третьими лицами

Молодежь в возрасте от 18 до 24 лет является самым активным пользовательским кластером – среди молодых людей доля ежедневного пользования составляет 82% в то время, как среди людей от 60 лет и старше — 15%.

Почти половина (47%) пользователей размещала в социальных сетях какую-либо информацию о себе за последний год. Наиболее популярное действие в социальных сетях – расставление «лайков» – практикуют 85% опрошенных пользователей соцсетей.

Две трети опрошенных (67%) размещают фотографии и видео на своих страничках в социальных сетях. Более половины респондентов (56%) комментируют посты, фото и видео других пользователей. Оставляют информацию о своих увлечениях и хобби 30% пользователей социальных сетей. Наконец, 23% участников опроса публикуют собственные тексты и посты в социальных сетях.

Пользователи социальных сетей размещают разного рода информацию о себе при создании личного профиля и в процессе общения: кто-то добавляет фотографии, кто-то отмечает место отдыха, кто-то описывает свое настроение и т.д. Скажите, пожалуйста, в последние полгода-год Вы размещали какую-либо информацию в социальных сетях о себе или нет? (закрытый вопрос, один ответ, % от тех, кто пользуется социальными сетями)

Доминирующим является мнение, что информация о пользователях используется третьими лицами (55%), но лишь 18% пользователей социальных сетей уверены в этом, а 37% склонны так считать. Обратного мнения придерживаются 34% респондентов (доля ответов «определенно не используется» — 14%).Отношение к использованию данных в социальных сетях третьими лицами — преимущественно негативное (55%). Отрицательно пользователи относятся и к использованию данных, на обработку и использование которых сами дали согласие операторам социальных сетей (60%).

Каждый второй (52%) считает, что использование персональных данных третьими лицами не несет никакой угрозы. Тем не менее, твердо уверены в этом лишь 17% опрошенных.

Предоставление пользователям возможности разрешать или запрещать доступ третьим лицам к той или иной личной информации рассматривается, скорее, как формальная мера (77%), которая не может полностью обезопасить личные данные.

Мнения экспертов

Руководитель практики информационной политики и коммуникационных технологий ВЦИОМ Кирилл Родин считает, что для большинства населения угроза столкновения с противоправными действиями в отношении себя или близких пока в большинстве случаев носит гипотетический характер и в значительной мере слабо рефлексируется. Несмотря на это, использование персональных данных нуждается в правовом регулировании.

По мнению руководителя проектного офиса по реализации национальной программы «Цифровая экономика» Аналитического центра при Правительстве России Владимира Месропяна, поставить точку в вопросе «кому принадлежат персональные данные?» необходимо при принятии соответствующего законопроекта в национальной программе «Цифровая экономика РФ». Он должен в равной степени учитывать интересы как граждан, так и бизнес-сообщества. Приоритетные задачи должны быть направлены на рост цифровой грамотности через образовательные программы и инициативы для разных возрастных категорий граждан. Эксперт также предложил опереться на европейский опыт и обратить внимание на положения Общего регламента по защите данных, принятого в Европе (GDPR).

Методика проведения опроса

В опросе приняли участие россияне в возрасте от 18 лет. Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров объемом 3,2 тыс. респондентов.

Выборка построена на основе полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Данные взвешены на вероятность отбора и по социально-демографическим параметрам. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 1,8%. Помимо ошибки выборки смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ

Защита персональных данных в России, Европе и США

Деятельность по обработке персональных данных в России регулируется Федеральным законом РФ от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ. В соответствии с ним, операторы персональных данных (к ним относятся юридические и физические лица, которые хранят, собирают, передают или обрабатывают персональные данные), должны предпринять ряд мер по защите персональных данных физических лиц. Кроме того, закон обязывает операторов ПД получать письменное согласие субъекта ПД на их обработку, а также уведомлять о прекращении обработки и уничтожении.

В странах ЕС 25 мая 2018 г. вступил в силу GDPR – новый регламент защиты персональных данных, который ужесточил требования к получению согласия на обработку данных и наделил субъектов данных новыми правами. GDPR распространяется как на европейские организации, так и на филиалы зарубежных компаний, работающих в Европе. Непосредственно новые правила касаются тех, кто работает с персональными данными клиентов.

В конце сентября 2018 г. Администрация президента США Дональда Трампа объявила о начале разработки федеральных стандартов конфиденциальности на фоне громких скандалов, имеющих отношение к утечкам персональных данных, в частности резонансная история Cambridge Analytica, которой удалось получить и использовать в политических целях данные 87 млн пользователей Facebook.