01.11.2018

ссылка на статью: бухвести.рф/113185

Если сотрудник вернулся из командировки в два часа ночи и этот день является его нерабочим днем, то необходимо оплатить этот день полностью или только фактически отработанное время?
Как подтвердить время (для оплаты), затраченное на получение багажа, и путь от аэропорта до дома?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Необходимо оплатить только фактически затраченное работником время в пути; за каждый час ночного времени работнику также полагается доплата в размере не менее 20% оклада. Время в пути увеличивается на время, затраченное на путь от аэропорта до места жительства работника, если аэропорт находится за чертой населенного пункта. Документами подтверждающими такое время, могут быть: квитанция, выданная водителем такси, с указанием времени вызова такси и прибытия в пункт назначения; проездной документ на общественный транспорт и служебная записка с указанием затраченного времени исходя из расстояния и средней скорости транспортного средства.

Обоснование позиции:
При решении вопроса об оплате выходных дней, приходящихся на время командировки, следует руководствоваться нормами ТК РФ и Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749 (далее - Положение).
Из п. 5 и п. 9 Положения следует, что за выходные дни в командировке, в течение которых работник не отдыхал, а привлекался к выполнению служебного поручения, производится оплата не в виде среднего заработка, а по правилам, установленным ст. 153 ТК РФ. В соответствии с п. 4 Положения дни нахождения в пути к месту командировки и обратно включаются в период командировки. При этом вопрос об оплате выходных дней, которые работник провел в пути, в том числе дня отъезда и дня возвращения в выходной, Положением специально не урегулирован. Тем не менее сложилась практика, что по правилам ст. 153 ТК РФ оплачиваются не только выпадающие на выходные дни командировки, когда работник выполнял служебное поручение в месте командирования, но и другие выходные дни, которые работник не может использовать по своему усмотрению в связи с командировкой (день отъезда, день приезда, дни нахождения в пути)*(1).
Согласно ст. 153 ТК РФ работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере. При этом законодательство не содержит указания о том, сколько часов, приходящихся на исполнение служебного поручения в выходной, следует оплатить в повышенном размере - только фактически затраченные часы или весь день, независимо от количества часов, которые работник затратил на исполнение служебного поручения. Вместе с тем заработная плата каждого работника зависит, в частности, от количества затраченного труда (ст. 132 ТК РФ). За выходные и праздники выплачивается, как мы уже выяснили, не средний заработок, а заработная плата в двойном размере. Когда речь идет о выплате заработной платы за исполнение работником трудовых обязанностей, оплачивать необходимо только фактически отработанные сотрудником часы. Поэтому полагаем, что в двойном размере надо оплачивать каждый час в пути. Такой подход, на наш взгляд, в полной мере соответствует и положениям части третьей ст. 153 ТК РФ, согласно которой оплата в повышенном размере производится только за часы, фактически отработанные в выходной или нерабочий праздничный день. Если на выходной приходится часть рабочего дня, в повышенном размере оплачиваются часы, фактически отработанные в выходной день (от 0 часов до 24 часов)*(2). Таким образом, по нашему мнению, в рассматриваемой ситуации по правилам ст. 153 ТК РФ необходимо оплатить только фактически затраченное работником время в пути*(3).
Согласно части первой ст. 96 ТК РФ ночным считается время с 22 до 6 часов. Порядок оплаты ночного времени, используемого работником при прибытии из командировки в его выходной день, законодательством специально не урегулирован. Из буквального толкования части первой ст. 154 ТК РФ повышенной оплате подлежит именно работа в ночное время. Представляется, что, находясь в пути к месту командирования и обратно, работник как таковой работы не выполняет. В то же время для целей предоставления гарантий командированному работнику за время нахождения в пути понятие "работа" в правоприменительной практике толкуется расширительно. Подтверждением этому является приведенная позиция судов и Минтруда России, в соответствии с которой время нахождения работника в пути, пришедшееся на его выходной день, должно быть оплачено по правилам ст. 153 ТК РФ, хотя данная статья формально также устанавливает необходимость компенсации работникам именно работы в выходной день. Полагаем, что аналогичный подход следует применять и при решении вопроса о необходимости выплаты работнику за время нахождения в пути компенсации, предусмотренной ст. 154 ТК РФ. Соответственно, за каждый час ночного времени, используемого работником при возвращении из командировки в его выходной день, ему полагается доплата в размере не менее 20% часовой тарифной ставки (оклада)*(4). С порядком расчета часовой ставки исходя из оклада можно ознакомиться в материале: Энциклопедия решений. Доплата за работу в ночное время.
Из п. 4 Положения следует, что при определении продолжительности командировки дополнительно ко времени отправления и прибытия транспортного средства, на котором работник отправляется в командировку, следует присоединить время, необходимое для того, чтобы добраться до (от) аэропорта, но только если аэропорт находится за чертой населенного пункта. Норм, предусматривающих учет затраченного на получение багажа времени при определении продолжительности командировки, законодательство в любом случае не содержит.
Перечень документов, подтверждающих, в частности, время, затраченное на дорогу от находящегося за чертой населенного пункта аэропорта до места жительства работника, на законодательном уровне не установлен. Соответствующих разъяснений компетентных органов нами, к сожалению, не обнаружено. Полагаем, что если, например, работник добирался на такси, то в этом случае таким документом может быть квитанция, выданная водителем такси, с указанием времени вызова такси и прибытия в пункт назначения. Если работник добирался на общественном транспорте, таким документом может быть билет и служебная записка с указанием затраченного на дорогу времени. Если работник добирался на личном транспорте, на наш взгляд, он также может предоставить служебную записку с указанием затраченного времени исходя из расстояния и средней скорости транспортного средства. Так, например, в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2017 N 09АП-65616/16 суд исходил из примерной продолжительности времени, необходимого для прибытия к месту назначения.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Трошина Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Воронова Елена

10 октября 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите решение Верховного Суда РФ в от 20.06.2002 N ГКПИ02-663, апелляционное определение Верховного Суда Республики Дагестан от 12.04.2017 по делу N 33-1728/2017, определение Иркутского областного суда от 16.07.2015 N 33-5998/2015, а также письма Минтруда России от 05.09.2013 N 14-2/3044898-4415 и от 25.12.2013 N 14-2-337.
*(2) В правоприменительной практике существует позиция, согласно которой время пути, приходящееся на выходные дни, нужно оплачивать по двойной дневной ставке от оклада за каждый выходной без учета проведенных часов в дороге (кассационное определение Саратовского областного суда от 14.07.2011 N 33-3776/11, апелляционное определение Самарского областного суда от 11.08.2014 по делу N 33-7832).
*(3) Аналогичное мнение встречается и в консультациях с информационного портала Роструда "Онлайнинспекция.РФ"(смотрите вопрос-ответ 1, вопрос-ответ 2 и вопрос-ответ 3).
*(4) Подчеркнем, такая позиция является нашим экспертным мнением. В профессиональной литературе встречается противоположная точка зрения по данному вопросу (смотрите, например, следующие материалы: журнал "Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение", N 6, июнь 2017 г.; журнал "Отдел кадров коммерческой организации", N 4, апрель 2016 г.; вопрос-ответ с информационного портала Роструда "Онлайнинспекция.РФ").