14.09.2018

ссылка на статью: бухвести.рф/110671

В организации используется суммированный учет рабочего времени водителей. Водители часто попадают в заторы, "пробки", в связи с чем продолжительность рабочего времени в период ежедневной работы (смены) иногда превышает значения, установленные Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденным приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15.
Возможно ли применение абзаца пятого п. 25 указанного нормативного акта для обоснования труда водителей за пределами установленной продолжительности рабочего времени?
Что означает содержание абзаца: "Водитель вправе, с учетом предельных значений нормативов по времени работы и времени ежедневного (междусменного) отдыха, установленных настоящим Положением, следовать до ближайшего места стоянки, обозначенного вышеуказанными дорожными знаками"?

Установление режима рабочего времени и времени отдыха водителей, работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории РФ организациям, регулируется нормами ТК РФ, а также, в силу части второй ст. 329 ТК РФ, Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденным приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15 (далее - Положение).
В соответствии с абзацем пятым п. 25 Положения на междугородных перевозках при наступлении ежедневного (междусменного) отдыха водителя на участке дороги, где отсутствуют места стоянки, оборудованные дорожными знаками 5.29, 6.4, 7.9, 7.11 согласно приложению N 1 к Правилам дорожного движения Российской Федерации, утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, водитель вправе, с учетом предельных значений нормативов по времени работы и времени ежедневного (междусменного) отдыха, установленных настоящим Положением, следовать до ближайшего места стоянки, обозначенного вышеуказанными дорожными знаками.
Исходя из буквального толкования указанной нормы, мы полагаем, что в ситуации, когда рабочий день (рабочая смена) водителя, осуществляющего междугородние перевозки, должен подойти к концу, но на том участке дороги, где он находится (будет находиться) к моменту окончания рабочего дня (смены), отсутствуют места стоянок, которые оборудованы определенными дорожными знаками, и на которых он мог бы остановить транспортное средство с целью использовать время ежедневного (междусменного) отдыха, он вправе продолжать управление автомобилем с целью доехать до ближайшего места стоянки, обозначенного такими дорожными знаками. Учитывая, что время управления автомобилем в силу п. 15 Положения является рабочим, мы полагаем, что норма абзаца пятого п. 25 Положения говорит о необходимости увеличить продолжительность рабочего дня (смены) водителя, в отношении которого ведется суммированный учет рабочего времени, при указанных обстоятельствах.
Законодатель в абзаце пятом п. 25 Положения предусмотрел, что при обстоятельствах, указанных в этой норме, необходимо учитывать предельные значения нормативов по времени работы и времени ежедневного (междусменного) отдыха, установленных Положением.
Так, согласно п. 10 Положения в случае, когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов при условии, если не превышается время управления автомобилем, предусмотренное пунктами 16 и 17 настоящего Положения. В силу п. 17 Положения время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) водителями (в том числе осуществляющими междугородние перевозки), в отношении которых ведется суммированный учет рабочего времени, может быть увеличено с 9 часов до 10 часов, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за неделю не может превышать 56 часов и за две недели подряд - 90 часов (неделей считается период времени с 00 часов 00 минут 00 секунд понедельника до 24 часов 00 минут 00 секунд воскресенья). Согласно абзацу третьему п. 25 Положения продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха водителей, осуществляющих междугородние перевозки и в отношении которых ведется суммированный учет рабочего времени, в пунктах промежуточных остановок или стоянок может быть сокращена с 11 часов до девяти часов не более трех раз в течение одной недели при условии, что до конца следующей недели водителю предоставляется дополнительный отдых, который должен быть суммарно равен времени сокращенного ежедневного (междусменного) отдыха.
Отметим также, что согласно п. 15 Положения время управления автомобилем помимо других периодов входит в рабочее время водителя. То, что водители при исполнении своих трудовых обязанностей вынуждены задерживаться и затрачивать часть рабочего времени на дорожные "пробки", является обстоятельством, напрямую связанным с условиями их работы. Поскольку во время нахождения в заторе, "пробке" водитель управляет транспортным средством, независимо от периодичности и продолжительности нахождения в таких заторах или "пробках" эти периоды должны включаться во время управления автомобилем (о подтверждении данной позиции смотрите, например, постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2013 N 14АП-4225/13). Все фактически отработанное работником время, в том числе и сверхурочно, необходимо оплачивать.
Согласно части первой ст. 99 ТК РФ при суммированном учете рабочего времени сверхурочной признается работа, выполняемая работником по инициативе работодателя сверх нормального числа рабочих часов за учетный период. Однако какого-либо рода переработки не могут изначально закладываться в график работы. График должен быть составлен так, чтобы работа для каждого водителя не превышала нормальной продолжительности рабочего времени за учетный период (часть первая ст. 104 ТК РФ). Исчисление нормы рабочего времени на иные, кроме недели, периоды осуществляется в соответствии с Порядком исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды времени (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 13.08.2009 N 588н.
Таким образом, возможность увеличения продолжительности рабочего дня (рабочей смены) водителей, осуществляющих междугородные перевозки, если они не успевают доехать до места стоянки, не освобождает работодателя от необходимости соблюдать норму рабочего времени за учетный период при составлении графика работы, а также от обязанности соблюдать порядок привлечения работника к сверхурочной работе и оплачивать такую работу в повышенном размере.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Раченкова Юлия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория

21 августа 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.