11.09.2018

ссылка на статью: бухвести.рф/110444

В связи с изменениями в ст. 374 НК РФ и в ст. 381 НК РФ, внесёнными Федеральным законом от 03.08.2018 N 302-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации", с 01.01.2019 всё движимое имущество (в том числе и приобретённое по сделкам с взаимозависимыми лицами) не будет облагаться налогом на имущество организаций?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В связи с изменениями в ст. 374 НК РФ и в ст. 381 НК РФ, внесёнными Федеральным законом от 03.08.2018 N 302-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации", с 1 января 2019 года всё движимое имущество (в том числе и приобретённое по сделкам с взаимозависимыми лицами) не будет облагаться налогом на имущество организаций.

Обоснование вывода:
Согласно Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (статья 57).
На основании пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ в обязанности налогоплательщика входит уплата законно установленных налогов. Эта обязанность возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах (п. 1 ст. 44 НК РФ).
В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 1 НК РФ основания возникновения обязанности по уплате налогов устанавливаются непосредственно в НК РФ. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения (п. 6 ст. 3 НК РФ), соответственно, налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и обязательные элементы налогообложения, в том числе объект налогообложения (п. 1 ст. 17 НК РФ).
Так, в соответствии с п. 1 ст. 38 НК РФ каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй НК РФ и с учетом положений ст. 38 НК РФ. Объектом налогообложения признаются: реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.
При этом в соответствии с п. 3 ст. 11 НК РФ понятие "объект налогообложения" как специфическое понятие законодательства о налогах и сборах должно пониматься только в том значении, которое определяется в соответствующих статьях НК РФ (смотрите, например, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2017 N 09АП-1815/17).
Как отмечают высшие суды, при установлении объекта налогообложения и налоговой базы того или иного налога, являющегося частью единой налоговой системы государства, федеральный законодатель вправе, руководствуясь положениями статей 55 (часть 3) и 57 Конституции РФ, самостоятельно избирать наиболее оптимальные способы учета тех или иных экономически значимых характеристик соответствующего объекта в целях обеспечения справедливого и соразмерного налогообложения (постановление Конституционного Суда РФ от 30 января 2001 года N 2-П; определения Конституционного Суда РФ от 15.05.2007 N 372-О-П, от 16.05.2007 N 418-О-П).
Между тем следует отметить, что федеральный законодатель при осуществлении налогового регулирования и установлении общих принципов налогообложения и сборов связан требованиями обеспечения конституционных принципов равенства, справедливости и соразмерности в сфере налоговых отношений и вместе с тем располагает достаточной свободой усмотрения при введении конкретных налогов: он самостоятельно определяет параметры основных элементов налога, в том числе состав налогоплательщиков и объекты налогообложения, стоимостные и (или) количественные показатели, необходимые для определения налоговой базы, порядок исчисления налога, продолжительность налогового периода, а также основания и порядок освобождения от налогообложения (смотрите определения Конституционного Суда Российской Федерации от 28.06.2018 N 1630-О, от 25.02.2016 N 329-О, от 15.05.2007 N 372-О-П).
Так, согласно п. 1 ст. 373 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ.
Таким образом, правовая природа объекта налогообложения по налогу на имущество определяется конкретной нормой НК РФ, а именно ст. 374 НК РФ. Как указано в Постановлении Президиума ВАС РФ от 19.06.2012 N 75/12, отсутствие объекта налогообложения свидетельствует об отсутствии обязанности по уплате налога.
В 2018 году в соответствии с п. 1 ст. 374 НК РФ объектом налогообложения по налогу на имущество для российских организаций в общем случае признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Но начиная с 1 января 2019 года ст. 374 НК РФ будет действовать в новой редакции на основании Федерального закона от 03.08.2018 N 302-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 302-ФЗ). В соответствии с пп. "а" п. 19 ст. 2 указанного закона движимое имущество исключено из объекта налогообложения налогом на имущество организаций. Кроме того, согласно п. 22 ст. 2 закона N 302-ФЗ с 1 января 2019 года признаётся утратившим силу п. 25 ст. 381 НК РФ, устанавливающий льготы в отношении движимого имущества с ограничениями к операциям в частности с взаимозависимыми лицами.
Таким образом, с 1 января 2019 года налогом на имущество организаций не облагается всё движимое имущество, в том числе приобретённое и по сделкам с взаимозависимыми лицами. Данные выводы подтверждаются и ответом ФНС России (Вопрос: С какого периода движимое имущество организаций освобождается от уплаты налога (независимо от места нахождения такого имущества)? (официальный сайт ФНС России, раздел "Часто задаваемые вопросы", август 2018 г.)).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ситдиков Ирек

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена

20 августа 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.