05.09.2018

ссылка на статью: бухвести.рф/110167

Организация (общая система налогообложения, г. Москва), основным видом деятельности которой является оказание услуг хранения и складской обработки товаров (логистический оператор), планирует провести мероприятие соревновательного характера (складские игры). Помимо сотрудников организации в соревнованиях будут участвовать сотрудники других фирм. На соревнованиях будут присутствовать только представители организаций-участников. Организацией приобретается только форма для своей команды с символикой организации. Отчет о соревнованиях будет размещаться на сайте. Видео-, фотоотчеты о проведенном мероприятии будут в дальнейшем использоваться в целях привлечения новых клиентов.
Правомерно ли отнести расходы организации (призы, форма, значки, питание для участников, плакаты и т.д.) на проведение указанного мероприятия к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Признание данных расходов с большой долей вероятности может привести к налоговым спорам.

Обоснование вывода:
Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Перечень расходов, учитываемых в целях налогообложения, фактически носит открытый характер (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). В этой связи налогоплательщик может учесть при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль любые обоснованные и прямо не поименованные в ст. 270 НК РФ расходы.
При этом расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в соответствии с пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Определения рекламы НК РФ не содержит. Поэтому на основании п. 1 ст. 11 НК РФ следует руководствоваться положениями Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ).
В силу с п. 1 ст. 3 Закона N 38-ФЗ реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Понятие неопределенного круга лиц поясняется в письме ФАС России от 05.04.2007 N АЦ/4624 (доведено до нижестоящих налоговых органов письмом ФНС России от 25.04.2007 N ШТ-6-03/348). Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена (смотрите также постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2013 N 09АП-30657/13).
В рассматриваемом случае, круг посетителей соревнований заранее известен. Следовательно, несмотря на то, что, например, на форме и бейсболках и нанесен логотип Вашей организации, данные расходы, по сути, к рекламным не относятся.
По нашему мнению, не могут быть квалифицированы в качестве рекламных и затраты на приобретение призов, поскольку, как мы поняли, на них признаки индивидуализации Вашей организации отсутствуют. Кроме того, не имеется оснований и для применения в отношении указанных расходов положений абз. 5 п. 4 ст. 264 НК РФ, так как в Вашей ситуации не имеет места массовая рекламная кампания.
Обобщая сказанное, на наш взгляд, можно сделать вывод, что произведенные Вашей организацией расходы рекламными не являются.
Однако выше мы отметили, что в целях налогообложения могут быть любые обоснованные и прямо не поименованные в ст. 270 НК РФ расходы.
Из определений КС РФ от 04.06.2007 N 320-О-П, N 366-О-П следует, что нормы, содержащиеся в абзацах втором и третьем п. 1 ст. 252 НК РФ, т.е. обоснованность расходов, требуют установления объективной связи понесенных налогоплательщиком расходов с направленностью его деятельности на получение прибыли.
Мы придерживаемся позиции, что поименованные Вами расходы прямо не свидетельствуют о намерениях Вашей организации получить от них экономический эффект.
Кроме того, при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества и расходов, связанных с такой передачей (п. 16 ст. 270 НК РФ).
Учитывая изложенное, полагаем, что признание указанных расходов в целях налогообложения прибыли несет для Вашей организации существенные налоговые риски.
Нами не обнаружено разъяснений уполномоченных органов, а также судебных решений применительно к анализируемому случаю.
Вместе с тем приведенные ниже материалы косвенно свидетельствуют в пользу нашего мнения.
Так, в письме Минфина России от 12.12.2012 N 03-03-06/4/114 говорится, что расходы на проведение конкурсов профессионального мастерства не могут быть отнесены к расходам, учитываемым при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Схожее мнение нашло отражение в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 24.06.2009 N Ф04-3695/2009(9227-А67-15). Судьи, в частности, указали, что в ходе проведения конкурсов участники демонстрировали уже полученные в процессе своей трудовой деятельности профессиональные навыки, новых навыков не получали, повышение квалификации не происходило, процесс обучения не осуществлялся. С учетом положений ст.ст. 252, 264 НК РФ такие затраты, по мнению судей, являются необоснованными для целей налогообложения в смысле ст. 252 НК РФ.
Следует отметить, что существует и противоположная позиция судебных органов.
Например, в постановлении АС Уральского округа от 25.03.2015 N Ф09-1336/15 по делу N А76-9995/2014 судьи посчитали, в частности, что премии, выплаченные работникам по результатам конкурса профессионального мастерства, связаны с производственной деятельностью и выполнением работниками трудовых обязанностей, направлены на повышение производительности труда, имеют своей целью стимулировать рост профессионального мастерства работников общества и повышение качества и объемов производства и могут быть учтены в качестве расходов при исчислении налога на прибыль.
В постановлении ФАС Поволжского округа от 14.03.2007 N А65-15035/2006 суд также признал незаконным исключение из расходов, учитываемых для целей налогообложения прибыли, затрат, связанных с проведением конкурса профессионального мастерства.
Аналогичная позиция ранее была высказана в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 27.02.2006 N Ф04-3191/2005(20067-А27-26).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Завьялов Кирилл

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена

16 августа 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.