31.07.2018

ссылка на статью: бухвести.рф/108321

Организация разрабатывает новый товарный знак, который будет размещаться на упаковке. Для его оформления организация заказала следующие работы:
1) разработку эскизов дизайна новой упаковки; создание оригинал-макета упаковки; изучение аналогов, конкурентов для изучения упаковки, где будет размещать товарный знак;
2) оформление документов в Федеральную службу по интеллектуальной собственности на товарный знак; госпошлина.
Как эти расходы учитываются в бухгалтерском и налоговом учете? Что из этих расходов формирует стоимость товарного знака? Будет ли товарный знак являться нематериальным активом?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Как в бухгалтерском, так и в налоговом учете расходы по оплате пошлин учитываются в первоначальной стоимости товарного знака.
Однако расходы по разработке дизайна упаковки в его первоначальную стоимость не включаются.

Обоснование вывода:
На основании п. 1 ст. 1225 ГК РФ товарный знак относится к объектам интеллектуальной собственности.
В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации (п. 1 ст. 1482 ГК РФ).
На территории РФ действует исключительное право на товарный знак, зарегистрированный федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатент) (ст. 1479 ГК РФ).
Регистрация товарных знаков осуществляется в порядке, установленном приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015 N 482.
Величина (размер), порядок и сроки уплаты пошлин, связанных с регистрацией товарного знака, определены в Положении о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, с государственной регистрацией товарного знака и знака обслуживания, с государственной регистрацией и предоставлением исключительного права на наименование места происхождения товара, а также с государственной регистрацией отчуждения исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, залога исключительного права, предоставления права использования такого результата или такого средства по договору, перехода исключительного права на такой результат или такое средство без договора (утверждено постановлением Правительства РФ от 10.12.2008 N 941, далее - Положение).

Бухгалтерский учет

Товарный знак прямо поименован в числе нематериальных активов (п. 4 ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов", далее - ПБУ 14/2007).
Для принятия к бухгалтерскому учету объекта в качестве нематериального актива необходимо в том числе наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и права организации на результат интеллектуальной деятельности (пп. "б" п. 3 ПБУ 14/2007).
Нематериальный актив принимается к бухгалтерскому учету по фактической (первоначальной) стоимости, которой признается сумма, начисленная организацией при приобретении или создании актива (п.п. 6, 7 ПБУ 14/2007).
В силу п.п. 8, 9 ПБУ 14/2007 перечень расходов, связанных с созданием нематериального актива, носит открытый характер. Поэтому в расходы, связанные с созданием нематериального актива, следует включать все расходы, непосредственно связанные с созданием нематериального актива и обеспечением условий для его использования.
Исходя из Положения, пошлины взимаются, в частности, при регистрации заявки на регистрацию товарного знака, при внесении изменений в заявку на товарный знак, непосредственно при регистрации товарного знака и т.д.
Как видим, уплата пошлины непосредственно связана с созданием товарного знака и обеспечением условий для его использования. В этой связи считаем, что данные расходы следует включить в первоначальную стоимость товарного знака.
В то же время полагаем, что расходы на разработку эскизов дизайна упаковки, на которой, как мы понимаем, будет размещен товарный знак, фактически не связаны с созданием самого товарного знака. Следовательно, для включения данных расходов в первоначальную стоимость товарного знака оснований не имеется.
По нашему мнению, расходы на разработку эскизов дизайна упаковки реализуемой продукции учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности (п.п. 2, 5 ПБУ 10/99 "Расходы организации", далее - ПБУ 10/99). Признаются такие расходы в общеустановленном порядке, то есть в том отчетном периоде, в котором они имели место (п. 18 ПБУ 10/99).

Налог на прибыль

Исключительное право на товарный знак относится к нематериальным активам и в целях налогообложения прибыли (пп. 4 п. 3 ст. 257 НК РФ).
При этом, по мнению финансового ведомства, товарный знак учитывается в составе амортизируемого имущества, если его первоначальная стоимость превышает 100 000 руб. (смотрите, например, письма Минфина России от 21.06.2017 N 03-03-06/1/38829, от 30.01.2017 N 03-03-06/1/4386).
Пункт 3 ст. 257 НК РФ по аналогии с ПБУ 14/2007 предусматривает открытый перечень расходов, формирующих первоначальную стоимость нематериального актива.
Учитывая данное обстоятельство, считаем, что суммы пошлин, уплаченных организацией при создании товарного знака, включаются в первоначальную стоимость товарного знака и в целях налогообложения прибыли.
Вместе с тем, на наш взгляд, расходы на разработку эскизов дизайна упаковки в первоначальную стоимость товарного знака не включаются, поскольку они непосредственным образом не связаны с созданием нематериального актива.
Данные расходы обусловлены необходимостью изготовления упаковки для реализуемой вашей организацией продукции. С учетом разъяснений, данных, например, в определениях КС РФ от 04.06.2007 N 320-О-П, N 366-О-П, п. 9 постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53, мы придерживаемся позиции, что в отношении расходов на разработку дизайна упаковки реализуемой продукции имеются предпосылки для признания их экономически обоснованными в понимании ст. 252 НК РФ.
Считаем, что учет рассматриваемых расходов для целей налогообложения возможен на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ. Вместе с тем мы не исключаем, что правомерность признания данных расходов вашей организации, возможно, придется отстаивать в суде.
Специальных правил признания подобных расходов глава 25 НК РФ не содержит. В этой связи полагаем, что они могут быть учтены при формировании налогооблагаемой прибыли в периоде их фактического выполнения вне зависимости от начала выпуска упаковки с таким или другим дизайном (п. 1, пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).
Официальных разъяснений и материалов арбитражной практики применительно к данному вопросу нами не обнаружено. С целью минимизации налоговых рисков организация может воспользоваться правом, предоставленным налогоплательщикам пп.пп. 1, 2 п. 1 ст. 21 НК РФ, и обратиться за соответствующими разъяснениями в налоговый орган по месту учета и/или Минфин России.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Завьялов Кирилл

Ответ прошел контроль качества

12 июля 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.