В мае вступают в силу 90 принятых к настоящему времени федеральных актов. Портал ГАРАНТ.РУ обобщил нововведения, важные как для представителей бизнеса, так и для всех россиян.
1.Перечень освобождаемых от НДФЛ доходов будет расширен (с 1 мая)
С указанной даты не будут подлежать налогообложению НДФЛ доходы, полученные добровольцами (волонтерами) в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является безвозмездное выполнение работ, оказание услуг в соответствии с Федеральным законом от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" и иными федеральными законами, устанавливающими особенности привлечения добровольцев (волонтеров). К ним отнесены и доходы в виде выплат на возмещение расходов добровольцев (волонтеров) в связи с осуществлением ими указанной деятельности.
Также в перечень доходов, не подлежащих налогообложению НДФЛ, включены доходы, полученные налогоплательщиком в виде грантов, премий и призов в денежной и (или) натуральной формах по результатам участия в соревнованиях, конкурсах, иных мероприятиях, предоставленных НКО за счет грантов Президента РФ; оплаты стоимости проезда к месту проведения указанных соревнований, конкурсов, мероприятий и обратно, питания и предоставления помещения во временное пользование в соответствии с условиями договоров о предоставлении грантов НКО.
2. ФСС России начнет списывать недоимки по взносам на случай временной нетрудоспособности по состоянию на 1 января 2017 года (с 1 мая)
Территориальные органы ФСС России начнут применять Правила признания безнадежными к взысканию сумм недоимки по страховым взносам на ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, задолженности по соответствующим пеням и штрафам по состоянию на 1 января 2017 года и порядок их списания. При этом задолженности списываются на основании ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 250-ФЗ, которым полномочия по администрированию взносов были переданы ФНС России.
3.Начинает применяться новый ГОСТ по проверке систем противопожарной защиты (с 1 мая)
С этой даты вступит в силу ГОСТ Р 57974-2017, которым установлены требования к организации проведения проверок работоспособности вводимых в эксплуатацию и эксплуатируемых в зданиях и сооружениях систем, установок противопожарной защиты и их элементов. В соответствии с новым ГОСТом проверку работоспособности противопожарных систем организует собственник здания (сооружения) или лицо, владеющее им на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании. Проверка проводится с участием специалистов (экспертов-аудиторов), состоящих в штате организации, или на договорной основе с привлечением экспертной организации. Предусмотрена периодичность проведения проверок. С учетом этой периодичности руководитель должен утвердить график проведения плановых проверок работоспособности противопожарных систем. Внеплановые проверки осуществляются по мере необходимости. В случае выявления в ходе проверки неисправностей систем противопожарной защиты либо механических повреждений, руководитель обязан принять меры по их устранению, путем привлечения организаций, осуществляющих соответствующую деятельность.
4. В ряде регионов с туристов начинают взимать курортный сбор (с 1 мая)
Эксперимент по взиманию на территории отдельных субъектов РФ курортного сбора с физлиц, проживающих в объектах размещения более 24 часов, пройдет с 1 мая 2018 года по 31 декабря 2022 года. Изначально ожидалось, что участвовать в эксперименте будут Республика Крым, Алтайский, Краснодарский и Ставропольский края. Однако введение курортного сбора в Республике Крым могут отложить на один год – депутаты Государственного Совета Республики Крым во втором чтении приняли соответствующий проект, которым предлагается изменить срок начала взимания курортного сбора на территории полуострова с 1 мая 2018 года на 1 мая 2019 года.
6. Перечень предъявляемых к банкам требований для принятия их банковских гарантий налоговыми органами в целях обеспечения уплаты налогов будет расширен (с 3 мая)
Так, ст. 7.1 Закона № 115-ФЗ будет дополнена п. 2.1, предусматривающим обязанность аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов при оказании аудиторских услуг уведомлять Росфинмониторинг при наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях легализации доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. Одновременно, новый подп. 3.2, устанавливающий аналогичную обязанность, появится в ч. 2 ст. 13 Закона № 307-ФЗ, в которой закреплены права и обязанности аудиторской организации и индивидуального аудитора. При этом в подп. 3.1 ч. 2 указанной статьи будет сделана оговорка о том, что аудитор не вправе ставить в известность учредителей клиентов о выявленных признаках отмывания денег.
8. Заказчики по государственным и муниципальным контрактам начнут списывать неустойки, начисленные поставщикам в 2015 и 2016 годах (с 4 мая)
С этой даты ст. 112 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" пополнится новой ч. 42.1, в соответствии с которой начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015 и (или) 2016 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством РФ. Отметим, что соответствующий порядок пока не утвержден.
9. Уголовное наказание за совершение ряда преступлений ужесточат (с 4 мая)
Так, ст. 159.3 Уголовного кодекса "Мошенничество с использованием платежных карт" получит новое наименование – "Мошенничество с использованием электронных средств платежа", при этом санкция, предусмотренная ч. 1 этой статьи, будет ужесточена – арест на срок до 4 месяцев, как вид наказания, будет заменен на лишение свободы на срок до 3 лет. А по ст. 159.3 УК РФ и 159.6 УК РФ "Мошенничество в сфере компьютерной информации" будет понижено пороговое значение крупного размера ущерба с 1,5 млн руб. до 250 тыс. руб., особо крупного – с 6 млн руб. до 1 млн руб.
Кроме того, в ч. 3 ст. 158 УК РФ "Кража" появится новый п. "г", предусматривающий ответственность за кражу, совершенную с банковского счета, а равно электронных денежных средств. Максимальное наказание за совершение этого преступления суды будут определять в виде лишения свободы сроком до 6 лет с назначением штрафа и ограничения свободы до 1,5 лет.
Одновременно вводится уголовная ответственность за преступления в сфере госзаказа. В частности, за провокацию подкупа в сфере госзакупок виновных будут приговаривать к лишению свободы до 5 лет с возможным лишением права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет. А за злоупотребления в сфере госзакупок со стороны работника контрактной службы либо иного представителя заказчика предусмотрена санкция в виде лишения свободы на срок до 3 лет.
11. Издержки по делам об административных правонарушениях с ИП будут взыскиваться в том же порядке, что и с юрлиц (с 4 мая)
К ИП будет применяться такой же подход по взысканию издержек, как и к юрлицам: издержки, за исключением сумм, выплаченных переводчику, будут относиться на счет ИП, совершивших административное правонарушение. При этом суммы, выплаченные переводчику относятся на счет федерального бюджета, а издержки по делу об административном правонарушении, предусмотренном законом субъекта РФ, – на счет бюджета субъекта РФ.
В случае, когда производство по делу об административном правонарушении в отношении предпринимателя прекращено по реабилитирующим основаниям (предусмотренным подп. 1-3, подп. 5, подп. 7-8.1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ), издержки по делу будут относиться на счет федерального бюджета или бюджета субъекта РФ.
12. Правила нотариального делопроизводства будут скорректированы (с 4 мая)
В частности, будет уточнен порядок регистрации получаемых нотариусом документов. Из перечня таких документов исключаются образы электронных документов на бумажном носителе, отображения на бумажных носителях информации, полученной из государственных реестров, федеральных информационных ресурсов и государственных регистров, находящейся в открытом доступе. При этом журналы регистрации входящей и исходящей корреспонденции будут вестись в электронной форме. Будут прописаны случаи, в которых производится замена печати нотариуса с воспроизведением Государственного герба РФ. Так, заменить печать нотариус обязан, если: изменился указанный на ней нотариальный округ нотариуса или его наименование; изменилось указанное на ней наименование государственной нотариальной конторы; изменились фамилия, имя, отчество нотариуса и т. д. При этом территориальный орган обязан выдать нотариусу гербовую печать в течение одного рабочего дня после ее получения из специализированного полиграфического или штемпельно-граверного предприятия – изготовителя.
Одновременно вносятся изменения в состав форм рабочих документов нотариусов. К примеру, исключается образец расписки в получении документов нотариусом (приложение № 3) и вносятся изменения в формы журналов регистрации входящей и исходящей корреспонденции (приложения № 4-5). Также вводятся формы описей наследственных дел, оконченных в соответствующем году, и дел, оконченных в соответствующем году, срок хранения которых не установлен.
13. Перечень оснований, при наличии которых уполномоченные банки отказывают в осуществлении валютной операции, станет шире (с 14 мая)
Так, банки будут отказывать в совершении валютных операций не только в случае непредставления или представления необходимых документов с нарушением установленных требований, как это сейчас предусмотрено абз. 4 ч. 5 ст. 23 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", но и в случае несоблюдения правил осуществления валютных операций, в том числе между резидентами, порядка ведения счетов в банках, расположенных за пределами территории РФ и нарушения иных требований валютного законодательства.
Кроме этого, будут уточнены нормы об административной ответственности за незаконные валютные операции. Так, за это правонарушение для должностных лиц предусматривается отдельная ответственность в виде штрафа в размере от 20 тыс. до 30 тыс. руб. А в случае повторного нарушения указанных лиц будут подвергать дисквалификации на срок от 6 месяцев до 3 лет. При этом штраф в размере от 3/4 до одного размера суммы незаконной валютной операции будет распространяться и на ИП.
14. Охрана труда в организациях связи будет осуществляться по новым правилам (с 20 мая)
Новые Правила по охране труда в организациях связи устанавливают государственные нормативные требования охраны труда в приемных и передающих радиоцентрах, на радиостанциях, на телевизионных станциях и ретрансляторах, на станциях космической связи, на телефонных станциях, на станциях радиотелефонной связи, в организациях, обеспечивающих подвижную радиотелефонную связь, кабельное и спутниковое телевидение и т. д. Они обязательны для исполнения работодателями – ИП и юрлицами независимо от их организационно-правовых форм. При этом ответственность за выполнение Правил возлагается на работодателя.
В документе перечислены основные вредные и опасные производственные факторы, которые могут оказывать воздействие на работников отрасли связи, среди них: повышенные уровни электромагнитного излучения и напряжения в электроцепях; попадание частиц оптоволокна на кожу работников; воздействия лазерного излучения и т. п. Устанавливается право работодателей определять дополнительные требования безопасности, улучшающие условия труда работников.
Также будут уточнены правила определения периода воздушной перевозки пассажира в целях применения норм об ответственности перевозчика за причинение вреда его жизни или здоровью. С учетом изменений, указанный период будет включать в себя нахождение пассажира на борту воздушного судна, а также периоды посадки и высадки. Отметим, что в настоящее время воздушная перевозка пассажира включает в себя период с момента прохождения пассажиром воздушного судна предполетного досмотра и до момента, когда пассажир воздушного судна покинул аэродром. Порядок исчисления продолжительности периодов посадки и высадки определит Минтранс России.
Одновременно вводятся основания ответственности перевозчика за утрату, недостачу или повреждение багажа, груза и ручной клади при международных воздушных перевозках. Ответственность авиакомпаний в указанных случаях будет определяться в соответствии с международными договорами РФ. При этом течение срока исковой давности в указанных случаях, а также в связи с просрочкой доставки перевозимых грузов начинается со дня, когда воздушное судно должно было прибыть в пункт назначения.