Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России

от 13 февраля 2018 г. N 03-04-06/8711

О налогообложении доходов физических лиц, полученных при уступке требования по договору займа

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо о порядке налогообложения доходов физических лиц, полученных при уступке требования по договору займа, и сообщает, что в соответствии с регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утверждённым приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2012 N 82н, в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, по практике применения нормативных правовых актов Министерства, по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Вместе с тем, в соответствии со статьёй 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняем следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 210 Кодекса при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьёй 212 Кодекса.

Из этого следует, что доходы, полученные одним физическим лицом по договору уступки требования от другого физического лица подлежат налогообложению в установленном порядке. При этом объект уступаемого права требования (основной долг, проценты по займу) значения не имеет.

Поскольку в соответствии со статьей 226 Кодекса физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, не признаются налоговыми агентами, налогоплательщик, получивший доход от другого физического лица по договору уступки требования, в соответствии с положениями статей 228 и 229 Кодекса обязан самостоятельно в установленном порядке исчислить и уплатить налог, а также представить в налоговый орган по месту своего учёта соответствующую налоговую декларацию.

При уступке требования кредитором (цедентом) другому лицу (цессионарию) подлежащий налогообложению в установленном порядке доход у цессионария - нового кредитора возникает при получении от должника денежных средств.

При получении доходов в денежной форме дата фактического получения дохода определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 223 Кодекса как день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц.

Налог с дохода, выплачиваемого налогоплательщику при погашении долга по договору займа, исчисляется и уплачивается организацией-должником, признаваемой на основании пункта 1 статьи 226 Кодекса налоговым агентом.

Пунктом 3 статьи 210 Кодекса предусмотрено, что для доходов, в отношении которых применяется налоговая ставка 13%, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218-221 Кодекса.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 220 Кодекса учёт произведённых налогоплательщиком расходов при уступке прав требования предусмотрен только в отношении договоров участия в долевом строительстве (договоров инвестирования долевого строительства или по другим договорам, связанным с долевым строительством).

Возможность учёта при определении налоговой базы расходов физических лиц по сделке уступки права требования по договору займа статьями 218-220 Кодекса не предусмотрена.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента Р.А. Саакян